На http://www.patriotika.com.ua рушники на весілля.

Уважаемые читатели!

Вместе с учеными, историками, археологами, деятелями культуры Пскова, Москвы и Санкт-Петербурга мы начинаем новый проект. Мы хотим познакомить вас с историей Пскова и области, что называется, из первых рук, с историей, основанной только на научных фактах, подтвержденных летописями, археологическими находками и выводами профессиональных исследователей.

Наш проект посвящен 1500 – летию Пскова и 1100–летию со дня его первого упоминания в летописях. И хотя ученые продолжают спорить о точной дате рождения нашего города, косвенные доказательства неоспоримо свидетельствуют, что Псков гораздо старше, чем принято считать, основываясь на первом упоминании. А начнем мы свою летопись с самого начала – с ландшафта, с географии и ботаники.

Первые летописные известия о Пскове

Автор Лабутина Инга Константиновна Категория Летопись

Глава 10-я

В настоящее время, благодаря археологическим данным, известно, что поселение на месте Пскова, на высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую, существовало уже в первых веках н.э., а возможно, и ранее. Тот отдаленный период жизни псковского поселения не мог найти отражения в письменных свидетельствах.

Псков в X веке (по археологическим данным)

Автор Лабутина Инга Константиновна Категория Летопись

Глава 11-я

Прошло почти сто лет с того времени, когда известный историк и источниковед Н.И. Серебрянский, рассматривая известные к началу ХХ века данные о времени и обстоятельствах возникновения Пскова, вынужден был констатировать, что древнерусская письменность точного времени основания Пскова не называет.

Псковские летописи как литературно-исторические памятники

Автор Охотникова Валентина Ильинична Категория Летопись

Глава 12-я, часть 1

Псковские лeтoпиcи – однo из самых монументальных творений псковских книжников, это богатейший источник по истории Пскова, но одновременно по истории Литвы, Ливонского ордена, Новгорода и других княжеств и городов Древней Руси. Многие исторические события общерусского значения изложены в псковских летописях с иных позиций, с иными оценками, деталями и подробностями, не известными по другим летописям и источникам. Все это делает псковские летописи ценным историческим памятником, к которому постоянно обращаются не только историки, но и литературоведы, лингвисты, искусствоведы.

Псковские летописи как литературно-исторические памятники

Автор Охотникова Валентина Ильинична Категория Летопись

Глава 12-я, часть 2

Как и положено, псковичи совершают перед боем молитву, обращаются друг к другу с призывом: «Братьа мужи псковичи, не посоромим отець своих и дедов! Кто стар, то отець, а кто млад, то брат! Се же, братьа, предлежит нам живот и смерть, потягнем за святую Троицу и за святыа церкви, за свое отечество». Моление и обращение с боевым призывом - это этикетные ситуации, и далее в традиционных выражениях автор начинает описание сражения и его результатов: «И бысть бо сеча велика плесковичам с немцы... Овех побиша, а инии прочь побегоша посрамлени. И сташа плесковичи на костех...» «Стояние на костех» (образное выражение, означающее торжество победы и «обряжение» поля битвы, погребение убитых) - тоже общее место, этикетная ситуация, так обычно завершаются описания сражений в воинских повестях. В псковской летописи эта этикетная ситуация завершается лаконичной зарисовкой, позволяющей легко представить происходящее: «А инии псковичи безсонием издурели, и старыа и молодые, и тако блудячи по лесу много их погибло, а иные после рати вышли». (ПЗЛ, С. 98). Приведем еще один пример конкретной детали, включенной в этикетное описание битвы. В 1369 г. псковичи ходили в немецкую землю и взяли один из немецких городов, «и пожгоша, а много полона взяша, а немец ових избиша, а инии, в погребех запечатавшеся, подхоша зноем, аки свиниа погореша, а псковичи приехаша с множеством полона». (ПЗЛ, С.105).

Псковские летописи как литературно-исторические памятники

Автор Охотникова Валентина Ильинична Категория Летопись

Глава 12-я, часть 3

Особое место в псковском летописании занимает Псковская Вторая летопись - свод 1486 г., она дошла до нас в единственном списке конца ХV в. (Государственный исторический музей, собрание Синодальное, № 154), это самый древний список псковской летописи.

Легенды о княгине Ольге в Псковской земле

Автор Александров Анатолий Алексеевич Категория Летопись

Глава 13-я, часть 1

В 903 году город Псков будет отмечать 1100-летие первого упоминания в летописи. Согласно преданиям, город на месте псковского Крома был основан княгиней Ольгой, с именем которой связаны многочисленные предания и легенды. Прежде всего, бросается в глаза тот факт, что «сводная летопись» упоминает возраст княгини Ольги в 903 году: «В лето 6411. Игореви взрастшу [и возмужавшу] и хожаше по Олзе и слушаше его и приведоша ему жену от Пльскова, именем Олгу [десяти лет], и [ и бе мудра, и смыслена и красна ]; [ от нея же родися сын Святослав]. Таким образом, летописное предание определяет возраст Ольги в 903 году в 10 лет.

Легенды о княгине Ольге в Псковской земле

Автор Александров Анатолий Алексеевич Категория Летопись

Глава 13-я, часть 2

Продолжим наше путешествие по ольгинским местам. В четырёх километрах выше Выбут, на том же левом берегу Великой, некогда существовало сельцо Покровское. Кстати, именно там останавливался Н.К. Богушевский. По преданию, это село составляло частную собственность, «отчину» святой Ольги. Рассказывали, что там стоял ею же основанный монастырь, впоследствии разрушенный.

Легенды о княгине Ольге в Псковской земле

Автор Александров Анатолий Алексеевич Категория Летопись

Глава 13-я, часть 3

Житие совершенно определённо говорит о том, что место, откуда Ольга и бывшие с ней люди видели три луча над Кромом, находилось на левом берегу реки.

Далее сообщается, что на том месте, где стоял Ольгин Крест, вовремя составления жития стоял храм. Степенная книга и легенда на кресте сообщают, что Ольга остановилась «на устии», то есть напротив устья Псковы. А вот лучи она видела там, где ныне стоит Ольгинская часовня. Храм - это не часовня. Напротив устья Псковы действительно находился Ильинский монастырь и где ещё в начале XX века был виден фундамент храма. Самое интересное здесь то, что место, на котором стоял Ильинский монастырь, - это типичное мысовое городище явно домонастырского периода.

Жена псковского князя Довмонта

Автор Круглова Таисия Викторовна Категория Летопись

Глава 14-я.

Многие псковичи возможно помнят торжественное празднование 800-летия чудотворной иконы Мирожской Богоматери «Оранта», происходившее осенью 1998 года при большом стечении народа. Над головами верующих ясным осенним днём 6 октября торжественно плыл чудотворный образ. На нем была изображена величественная фигура Богоматери, стоящей в молитвенной позе с воздетыми к небу руками. На ее груди в складках плаща был изображен младенец Христос, явленный миру. Это был список, выполненный современным псковским иконописцем отцом Алипием с иконы XVI века, которая хранится ныне в Псковском музее - заповеднике. Древний образ, отмеченный в ХII веке чудесным истечением слез, не сохранился. На знаменитой Мирожской чудотворной иконе XVI века по сторонам Богородицы находятся изображения двух фигур ктиторов-заказчиков. Надпись, сделанная над головой стоящего слева от Богородицы князя, гласит: «Благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей».

Начальная история Спасо-Мирожского монастыря

Автор Круглова Таисия Викторовна Категория Летопись

Глава 15-я.
(авторский взгляд исследователя на данную проблему)

От далекого XII века до нашего времени сохранились два каменных храма: Рождества Иоанна Предтечи и Спаса Преображения. Обе церкви находились некогда в стенах иноческих обителей, первая в девичьем (женском) монастыре, вторая - в мужском. Начальная история многих древних псковских монастырей покрыта тайной, разгадать которую бывает порой очень трудно. Причина подобного положения кроется в полном отсутствии исторических сведений о времени создания этих иноческих обителей, об их ктиторах (основателях).

Начальная история Спасо-Мирожского монастыря

Автор Круглова Таисия Викторовна Категория Летопись

Глава 16-я. Часть 1
(авторский взгляд исследователя на данную проблему)

Когда и кем была создана древнейшая псковская иноческая обитель? В Новгородской Первой летописи сообщение под 1156-м годом о создании Спасо-Преображенского собора предшествует первому упоминанию Мирожского монастыря. О монашеской обители впервые говорится только под 1188-м годом в рассказе о посещении Пскова новгородским архиепископом Гавриилом (Григорием). В те дни заболел, принял постриг, умер и был похоронен в Спасо-Мирожском монастыре священник Герман Воята, новгородский летописец, предполагаемый автор летописного славословия Нифонту.

Начальная история Спасо-Мирожского монастыря

Автор Круглова Таисия Викторовна Категория Летопись

Глава 16-я. Часть 2
(авторский взгляд исследователя на данную проблему)

По сравнению с Новгородом в Пскове этот запрет не получил распространение. Во владычных списках псковских синодиков (правда, все они относятся к XVI-XVII векам) имя Иоанна Попьяна находится на соответствующем месте. В.Л.Янин полагал, что эта традиция восходит к последней трети XII века, когда наметились существенные расхождения между новгородским и псковским пантеонами. Так, в 1192-м году в Пскове был канонизирован изгнанный из Новгорода и погребённый в псковском Троицком соборе новгородский князь Всеволод Мстиславич (Св.Гавриил). В рамках этих мероприятий псковичи отказались от исключения имени Иоанна Попьяна из поминаний.

Псков и Ливония в XIII в.

Автор Назарова Евгения Львовна Категория Летопись

Глава 17-я. Часть 1.

Война за «псковское наследство»

С первого десятилетия XIII в. Псков столкнулся с серьезной опасностью: в прибалтийских землях обосновались крестоносцы, постепенно покорявшие предков нынешних латышей и эстонцев и двигавшиеся к границам Руси. Крестоносцы появились в низовьях Западной Двины – в землях ливов, еще в середине 80-х гг.XII в., но в Новгородском государстве вплоть до начала XIII в. опасений это не вызывало. Ситуация изменилась после того, как в 1198 г. третьим епископом Ливонии (позже он стал именоваться Рижским епископом) стал опытный стратег, дипломат и политик Альберт фон Буксховеден. Он получил от Римского Папы разрешение на ежегодный набор крестоносцев в Европе, а заодно заручился поддержкой для сбора рыцарей у нового германского императора Филиппа. В 1202 г. в Ливонии был основан духовно-рыцарский Орден меченосцев. Очень быстро Орден начал выказывать недовольство политической гегемонией епископа и потребовал себе долю из покоряемых в регионе земель, но все же братья-рыцари являлись той военной силой, которая могла сдерживать сопротивление местных народов в моменты смены отрядов крестоносцев в Ливонии.

Псков и Ливония в XIII в.

Автор Назарова Евгения Львовна Категория Летопись

Глава 17-я. Часть 2.

Неожиданное возвращение Мстислава в Новгород расстроило планы псковского князя. Теодорих, направлявшийся с посольством в Псков для подтверждения условий перемирия, был схвачен по приказу Мстислава. Новгородцы собирались сами начать борьбу с крестоносцами и пообещали помощь эстам. Но в том же 1217 г. Мстислав ушел княжить в Галицкую Русь, в Новгород пришел князь Святослав (сын киевского князя Мстислава Романовича), а меньше, чем через год - его брат – Всеволод. Объединённое русское войско – 16-тысячное по сообщению ливонского хрониста - отправилось в Эстонию только осенью 1218 г. Епископа Альберта тогда не было в Ливонии - он набирал новых крестоносцев. Однако сами эсты, разбитые накануне рыцарями, не могли собрать тогда большого войска. Во главе войска были новгородский князь Всеволод, Владимир Псковский и его сын - юный князь Ярослав. Кроме княжеских дружин, в войске были и отряды ополченцев из всех частей Новгородского государства. Русские быстро прошли через районы Южной Эстонии, а затем повернули в Северную Латвию и осадили замок меченосцев Венден (совр. г. Цесис) и расположенный рядом замок вендов (ныне городище Риекстукалнс). Однако замки они взять не смогли, отступили в Эстонию и поторопились домой: пришло известие о нападении литовцев на Псковскую землю.

Псков и Ливония в XIII в.

Автор Назарова Евгения Львовна Категория Летопись

Глава 17-я. Часть 3.

В сентябре 1240 г. большое ливонское войско перешло границу Псковской земли. В состав войска входили дружина русского князя, отряды дорпатского епископа и его вассалов, братьев-рыцарей и вассалов Ливонского Ордена, а также вассалов датской короны из Северной Эстонии. 16 сентября ливонцы захватили Изборск. При обороне Изборска погибло 600 человек. Был разгромлен и отряд псковичей во главе с воеводой Гаврилой Гориславичем, поспешивший на помощь Изборску. Затем после недельной осады крестоносцы захватили Псков. Летописец сообщает о том, что врага впустили в город предатели-бояре во главе с посадником Твердилой Иванковичем, который начал править вместе с немцами. Но вряд ли сдачу города стоит объяснять просто предательством. Разумеется, в Пскове оставались те, кто не терял надежду добиться полной независимости Пскова от новгородских князей. Но события 1233 г. показали, что получить независимость ценой передачи власти немцам большинство псковичей не были согласны. Не будем забывать, что под Изборском пали лучшие силы Пскова. В летописи говорится о том, что под Псковом ливонцы захватили в плен детей «добрых людей».

ААС-2
 
ААС-2
ААС-2
На http://www.patriotika.com.ua рушники на весілля.